ДАЙДЖЕСТ №7 (июль 2021 ГОДА)
ПОДГОТОВЛЕНО ЦЕНТРОМ КООРДИНАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ КФУ
1
Итоги Первой всероссийской ИОТ-конференции
Источник картинки: https://leader-id.ru/events/212311
5 июля 2021 года в Москве состоялась первая всероссийская ИОТ-конференция.

Организаторами конференции выступили Российская ИТ-компания CUSTIS, НИТУ «МИСиС» и экспертноаналитический центр «Научно-образовательная политика» при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Конференция проходила в гибридном формате: спикеры в студии, делегаты онлайн.

Первая всероссийская ИОТ-конференция проводилась в период подготовки вузов к участию в конкурсе «Приоритет-2030», который призван оперативно перезагрузить и трансформировать подходы к организации образовательного процесса.
Основная идея мероприятия — показать возможность сетевого взаимодействия вузов, их взаимного технологического и содержательного усиления, формирования гибких образовательных траекторий, позволяющих оперативно реагировать на вызовы науки и рынка труда, повышения осознанности студентов в выборе компетенций, направлений деятельности.
Конференция стала площадкой по обмену лучшими региональными практиками массовой индивидуализации образования, которые со настроены с потребностями студентов и региона локации вузов, а также обеспечивают постоянную актуализацию высшего образования в соответствии с трендами в науке и на рынке труда.

В ходе пленарной дискуссии «В «Приоритете» ли индивидуальные образовательные траектории?» Андрей Волков (научный руководитель Московской школы управления СКОЛКОВО), Сергей Зуев (ректор МВШСЭН («Шанинка»)), Алевтина Черникова (ректор НИТУ «МИСиС»), Сергей Рощин (проректор НИУ ВШЭ) обсудили критерии участия вузов в конкурсе «Приоритет-2030», а также, как внедрение ИОТ помогает пройти отбор на этот конкурс.

Все участники дискуссии сошлись во мнении, что преодолеть инерцию системы могут сильные команды управления. Сетевой контент, межкампусная интеграция, прямая коммуникация и дистанционная профессура – это реалии, но современный университет, являясь источником инноваций, должен сохранять традиции.

Опыт Казанского федерального университета представила директор Института передовых образовательных технологий С. Н. Котенкова.

В своем докладе она поделилась размышлениями о необходимости тьюторского сопровождения системы персонализации обучения и новых ролях преподавателей. Отдельный блок ее выступления был посвящен аналитической работе с образовательными данными.

С докладами участников вы можете ознакомиться по ссылке.
2
ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
В 2020 году в КФУ была актуализирована стратегия внедрения инструментов электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс КФУ. В качестве инструментов реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в КФУ были определены цифровые образовательные ресурсы и онлайн-курсы. Данные инструменты внедряются в образовательный процесс поэтапно:

1 этап – цифровые образовательные ресурсы КФУ на университетской платформе;
2 этап – онлайн-курсы КФУ и сторонних образовательных организаций на университетской и российских платформах;
3 этап – онлайн-курсы КФУ и сторонних образовательных организаций на международных платформах.

В КФУ в 2020/2021 учебном году образовательный процесс осуществлялся в электронном, дистанционном и смешанном форматах. Для реализации образовательных программ в одном из этих форматах потребовалось актуализировать и нарастить базу образовательных ресурсов. Для этого профессорско-преподавательским составом были разработаны новые и актуализированы имеющиеся цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и онлайн-курсы.

Цифровой сервис мониторинга использования цифровых образовательных ресурсов (далее – ЦОР) и онлайн-курсов разработан на базе MS Power BI. Данный сервис предусматривает уровневый доступ: заведующий кафедры, директор института, проректор.

Применение ЦОР и онлайн-курсов в образовательном процессе требует новых подходов к оценке их использования. Для осуществления мониторинга реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в КФУ внедрены следующие инструменты:

  • Уровневый подход к оценке и утверждению ЦОР и онлайн-курсов включающий: а) содержательно-методическую оценку образовательного контента на заседании кафедры; б) заключение ответственного за внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; в) оценку ЦОР (онлайн-курса) на соответствие требованиям, предъявляемым к соответствующим категориям ЦОР (онлайн-курсов);
  • Цифровой сервис мониторинга использования ЦОР и онлайн-курсов;
  • Цифровой сервис определения покрытия образовательных программ ЦОР и онлайн-курсами;
  • Цифровой сервис мониторинга результативности работы обучающихся в ЦОР и онлайн-курсах.

На уровне «Заведующий кафедры» цифровой сервис позволят посмотреть результативность работы преподавателя с ЦОР в разрезе автора/соавтора/преподавателя, получить информацию о доли вовлеченности обучающихся в работу с образовательным контентом ЦОР.

Уровень «Директор института» предусматривает возможность просмотра информации о количестве разработанных ЦОР по всем образовательным программам института. Также сервис позволяет получить информацию об используемых в образовательном процессе ЦОР и соотношении обучающихся, которые должны были и осваивали дисциплину с применением ЦОР. Предусмотрена возможность предоставления данных об обучающихся, которые использовали ЦОР для сдачи академической разницы и др. В сервисе предусмотрен фильтр отображения информации за выбранный период (семестр).

Оценка степени покрытия всех образовательных программ КФУ ЦОРами и эффективности работы с ЦОРами в институтах в цифровом сервисе доступна на уровне «Проректор». Здесь есть возможность просмотреть информацию в разрезе каждой образовательной программы института до уровня ЦОР. Это позволяет получить полную картину использования конкретного ЦОР в образовательном процессе КФУ и его эффективность.

Цифровой сервис мониторинга результативности работы обучающихся в ЦОР позволяет проводить анализ активности обучающихся в ЦОР с детализацией данных до уровня обучающегося с указанием количества выполненных им заданий в ЦОР, в т.ч. тестовых. Сервис содержит фильтр, с помощью которого задается период выборки данных (семестр).

Следующим этапом в работе по внедрению инструментов электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий будет подход к психометрическому сопровождению ЦОР и онлайн-курсов в части разработки инструментов оценки полученных обучающимися знаний и качества освоения образовательного контента ЦОР и онлайн-курсов.

3
Исследования: «Каким должно быть преподавание в вузе?»
Способы взаимодействия преподавателя со студентами на занятиях напрямую влияют на академические успехи учащихся, степень их удовлетворенности образовательной программой в вузе, на профессиональный бренд преподавателя, а также рейтинг самого университета.

Американские ученые в колледже Святого Иосифа в штате Мэн провели масштабное исследование по личностно-ориентированному подходу в обучении, где друг другу были противопоставлены личность студента и личность преподавателя. В исследовании приняло участие 507 студентов бакалавров по следующим направлениям подготовки: экономика, педагогика, медицина, гуманитарные науки, общественные науки, естественные науки, физическое воспитание и спорт. Основная задача исследования заключалась в выявлении наиболее предпочтительных методов обучения в зависимости от получаемой им специальности.

В течение года со студентами практиковались различные методы обучения, в которых центральная роль отводилась либо преподавателю (чтение лекции без/с презентацией, запись лекции под диктовку, просмотр видео менее/более 20 минут, лекция с приглашенном экспертом), либо самому студенту (обсуждение темы в мини-группах, практические задания в паре или в группе, игры, решение кейсов и представление презентации индивидуально, в паре, в группе), либо предполагалось взаимодействие обоих участников учебного процесса (лекция в формате вопрос-ответ, семинарское занятие в виде опроса, семинарское занятие в формате открытой дискуссии).

В результате исследования было установлено, что есть существенные различия в предпочтениях студентов относительно методов обучения в зависимости от выбранной ими специальности. Студенты экономического профиля и естественных наук демонстрировали большее предпочтение лекциям, где преподаватель объясняет материал без использования визуальных средств, в то время как студентам-медикам требовалось постоянно визуальное сопровождение.

Учащиеся гуманитарного направления и общественных наук позитивно отнеслись к использованию преподавателем учебных видео материалов длительностью более 20 минут, что было совершенно неприемлемо для студентов медицинского профиля, а также учащихся направления «физическое воспитание и спорт».

Относительно иных предпочтений среди учащихся можно выделить групповые дискуссии, которые с огромным энтузиазмом воспринимались студентами экономического и социально-гуманитарного профилей, а также лекция с экспертом, присутствие которого было значимо для студентов-спортсменов.

Данные, полученные в ходе исследования, позволили ученым разработать рекомендации для коллег при работе со студентами различных профилей подготовки.

Во-первых, использование активных методов обучения с привлечением студентов не всегда бывает эффективным, особенно при объяснении нового материала. Поэтому необходимо балансировать способы подачи материала и его отработки. Для отдельных специальностей использование традиционного формата лекции (записи в тетрадях, визуальные средства) с последующей дискуссией непосредственно на семинарских занятиях или же в конце лекции может быть более предпочтительно.

Во-вторых, важно, чтобы преподаватели развивали в студентах компетенции, которые будут критически значимыми в последующей профессиональной деятельности. Например, студентов направления «Физическая культура и спорт», следует мотивировать к взаимодействию с другими студентами для овладения преподаваемыми навыками. Студенты специальности "Сестринское дело" могут практиковать индивидуальные навыки (например, вставлять трубку внутривенного вливания), что можно демонстрировать непосредственно на лекции.

В-третьих, важно знать, какие предпочтения в методах обучения имеют сами учащиеся. Изучите свои методы преподавания по всем дисциплинам и направлениям. Некоторые из них могут быть более предпочтительными для студентов естественных наук, и неприемлемыми для студентов экономического профиля. Необходимо помнить, что основная задача преподавателя заключается в фасилитации процесса получения и усвоения информации.

Подробнее по ссылке.