дайджест №6 (июнь 2021 года)
ЧТО ТАКОЕ BLENDEDLEARNING (СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ)?
ПОДГОТОВЛЕНО ЦЕНТРОМ КООРДИНАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ КФУ
1
ТЕРМИНОЛОГИЯ
BlendedLearning стоит на трех китах: дистанционное обучение (DistanceLearning), обучение в классе (Face-To-Face Learning) и обучение через Интернет (OnlineLearning)
BlendedLearning, или смешанное обучение – это образовательная концепция, в рамках которой студент/школьник получает знания и самостоятельно онлайн, и очно с преподавателем. Такой подход дает возможность контролировать время, место, темп и путь изучения материала. Смешанное образование позволяет совмещать традиционные методики и актуальные технологии.

Модель не предполагает радикального отказа от B&M образования (BrickandMortar («кирпич и раствор») – англоязычная идиома, обозначающая нечто устоявшееся и традиционное), поскольку очное образование дает важные речевые и социокультурные навыки. Школьник/студент посещает «живые» занятия в классах, но при этом широко используются и так называемые Computer-Mediated Activities, то есть медиатором образовательной активности выступают компьютер, онлайн режим, мобильные девайсы и специальные обучающие программы/платформы/ ресурсы.

Изначально термин «смешанное обучение» не имел чёткого определения. В литературе одновременно использовались несколько близких по смыслу терминов: «смешанное обучение» (blended learning), «гибридное обучение» (hybrid learning), а также «наставление через технологии» (technology-mediatedin struction), «веб-расширенное обучение»(web-enhancedin struction) и «обучение в смешанном режиме» (mixed-modein struction).

Но ситуация изменилась в 2006 году с выходом «Справочника смешанного обучения». Именно в нём было дано чёткое определение смешанного обучения как комбинации обучения лицом к лицу с обучением, управляемым компьютером. В докладе «Определение смешанного обучения» оно определяется, как «диапазон возможностей, представленных путём объединения интернета и электронных средств массовой информации, с формами, требующими физического соприсутствия в классе преподавателя и учащихся».

Источники: https://zillion.net/ru/blog/375/blended-learning-pieriekhod-k-smieshannomu-obuchieniiu-za-5-shaghov

2
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
Термин «смешанное обучение» и описывающая его терминология появляются в конце 90-х годов прошлого века. Одно из первых упоминаний — пресс-релиз компании Interactive Learning Centers,в котором заявлялось, что компания начинает предлагать не только 220 онлайн-курсов, но и курсы с применением методологии смешанного обучения.

Известно, что этот подход применялся в авиационной индустрии для контроля знаний и затраченного времени. И если в 80-х компания Boeing практиковала смешанное обучение с помощью компакт-дисков, то в наше время подход реализуется онлайн, через синхронные и асинхронные вебкасты, трансляции и записанное видео.

Образовательная парадигма Blended Learning применима к разным аудиториям: это может быть обучение школьников и студентов, а могут быть тренинги и корпоративное обучение сотрудников.

Источник: http://imc-yal72.ru/images/1_3.pdf
https://zillion.net/ru/blog/375/blended-learning-pieriekhod-k-smieshannomu-obuchieniiu-za-5-shaghov
3
МОДЕЛИ ВНЕДРЕНИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
В зависимости от степени насыщенности учебного процесса онлайн технологиями доставки контента и характера взаимодействия участников эксперты предлагают несколько моделей смешанного обучения:

Вариант 1. Х. Стакер и М. Хорн:
- Rotation Model (theStationRotation, IndividualRotation, FlippedClassroom) – регулярное чередование традиционных аудиторных и электронных занятий/ заданий;
- Flex Model - основная часть учебного материала усваивается удаленно, студенты имеют возможность получить личную консультацию у преподавателя;
- A La Carte Model - модель дает возможность выбирать дополнительные электронные курсы к основному образованию (эта модель может быть полезна для студентов, чьи учебные интересы выходят за рамки традиционной образовательной программы);
- Enriched Virtual Model - занятия в начале курса проводятся в традиционном формате, в дальнейшем студенты осваивают учебный материал и взаимодействуют с преподавателем удаленно.

Вариант 2. С. Твигг:
- Replacement Model (замещающая) - большая часть учебного материала осваивается в электронном формате. Преподаватель координирует учебный процесс, оказывает помощь в случае возникающих затруднений, проводит консультации;
- Supplemental Model (поддерживающая) - основная часть времени отводится традиционному аудиторному обучению, которое дополняется работой с электронными ресурсами;
- Emporium Model - модель предполагает осваивание учебной программы в условиях электронного обучения на специальном сайте учебного подразделения и в специально оборудованных компьютерных классах;
- Buffet Model - студентам предоставляется возможность самостоятельно комбинировать аудиторные и электронные занятия в зависимости от их образовательных потребностей.

Вариант 3. Aламмари:
- Подход с низким уровнем воздействия: добавление онлайн-занятий к существующему курсу;
- Подход со средней степенью воздействия: разработка онлайн-активности для замены существующей;
- Подход с высокой отдачей: разработка смешанного модуля с самого начала или перепроектирование очного или веб-модуля как модуля смешанного обучения.

Вариант 4 - Face-to-Face Driver («Драйвер – очное образование»).
Учитель лично дает основной объем образовательного плана, по мере необходимости вкрапляя онлайн обучение как вспомогательное. Эта модель зачастую включает в себя аудиторную и лабораторную работу на компьютерах;
- Rotation Model («Ротационная модель»). Происходит ротация расписания традиционного очного образования в классе и самостоятельного онлайн обучения в личном режиме (например, через Интернет по плану ссылок, составленному преподавателем; в школьнойblended-программе; на специальном сайте);
- Flex Model («Гибкая модель»). По большей части используется онлайн платформа, учитель поддерживает учеников по мере надобности, время от времени работает с небольшими группами или с одним учеником;
- Online Lab («Онлайн лаборатория»). Онлайн платформа используется для передачи всего курса на занятиях в классе. Происходит такое обучение под присмотром преподавателя. Такая программа может сочетаться с классической в рамках обычного школьного расписания;
- Self-Blend Model («Модель "Смешай сам"»). Студент решает, какие из Brick and Mortar-курсов ему необходимо дополнить удаленными онлайн занятиями;
- Online Driver Model («Драйвер – онлайн обучение»). В основном эта модель предполагает обучение онлайн – через платформу и удаленный контакт с преподавателем. Однако опционально или по требованию могут быть добавлены проверочные очные занятия и встречи с преподавателем либо ментором.

Вариант 5:
- традиционное обучение с веб-поддержкой (1-29% курса реализуется в сети: доставка контента, минимальное взаимодействие через LMS при выполнении СРС);
- смешанное обучение
- blended-learning (30-79% курса реализуется в сети: комбинирует обучение в аудитории с занятиями в сети);
- полное онлайн обучение (более 80% курса в сети, часто совсем без очного взаимодействия).



Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-smeshannogo-obucheniya-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya
https://sleguidance.atlassian.net/wiki/spaces/BL/pages/36962416/The+blended+learning+design+framework
https://zillion.net/ru/blog/375/blended-learning-pieriekhod-k-smieshannomu-obuchieniiu-za-5-shaghov
https://portal.tpu.ru/f_dite/conf/2013/7/7_veledinskaya.pdf
4
НОВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РОЛИ
Активное внедрение в обучающий процесс Интернет-технологий и современного программного обеспечения потребовало от администраторов и преподавателей новых профессиональных компетенций.

«Руководитель проекта электронного обучения» (e-learning projekt manager) - отвечает за разработку, управление и реализацию проектов электронного обучения таким образом, чтобы это соответствовало целевой группе. Кроме того, он курирует продвижение электронных продуктов на рынке и в собственной организации.

«Учебный дизайнер» (instructional designer) и «дизайнер образовательного опыта» (learning experience designer) близка к понятию «методист». Этот человек решает две важные задачи: - объединяет и «синхронизирует» между собой разных узких экспертов на одной программе; - организует их контент, соблюдая все известные правила обучения, чтобы он был оптимальным для ученика. Разница между методистом и учебным дизайнером в том, что методист обычно специализируется на методике конкретного предмета, а учебный дизайнер умеет адаптировать законы образовательного опыта для разных областей.

«Менеджер по обучению» (training managers) - контролирует учебные программы и руководства, чтобы гарантировать их эффективность и актуальность, и при необходимости обновляет их. Изменяет или создает материалы курса и учебные пособия для удовлетворения конкретных потребностей в обучении; планирует учебные занятия, организует информационные технологии и другое оборудование и управляет записью на курсы. Специализируется в определенной отрасли и постоянно следит за деятельностью и потребностями этой отрасли, посещая регулярные встречи, конференции и семинары.

Источник: https://rb.ru/young/instructional-designer/
https://www.medien-akademie.de/seminarangebot/online-zertifikatskurs-e-learning-projektmanager/
5
ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Перевернутый класс
Обучающиеся дома работают в учебной онлайн-среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в интернет, знакомятся с новым или закрепляют изучаемый материал. На аудиторном занятии происходит закрепление изученного и актуализация полученных знаний, которая может проходить в формате семинара, ролевой игры, проектной деятельности и других интерактивных формах. Эта модель позволяет уйти от фронтальной формы работы в аудитории и реализовать интерактивные формы работы на уроке. При работе с новым материалом использование LMS (систем управления обучением), например Moodle, даёт возможность преподавателю сразу же проверить понимание нового материала учащимися. Для этого достаточно создать соответствующие задания и загрузить их в LMS.

Информация об успешности освоения дома нового материала каждым обучающимся позволяет преподавателю оперативно скорректировать сценарий занятия. Например, преподаватель может организовать ролевую игру для обучающихся, которые успешно освоили новый материал, и в это время поработать с группой обучающихся, которые не ознакомились с новым материалом дома или не разобрались в нём. Перевернутый класс — самая простая модель для реализации. Однако не всегда перевёрнутый класс отвечает высоким стандартам смешанного обучения из-за того, что не все преподаватели готовы проводить занятия в интерактивном формате.

Ротация станций
Обучающиеся делятся на три группы по видам учебной деятельности, каждая группа работает в своей части аудитории (станции): станция работы с преподавателем, станция онлайн-обучения и станция проектной работы.

В течение занятия группы перемещаются между станциями так, чтобы побывать на каждой из них.
Состав групп от занятия к занятию меняется в зависимости от педагогической задачи. Например, одна группа начинает работать под руководством преподавателя, другая занимается с помощью компьютеров, третья разбивается на подгруппы и работает над групповыми проектами. Группы перемещаются по кругу и последовательно переходят от одной станции к другой.

Ротация лабораторий
Эта модель менее эффективна, чем ротация станций, из-за отсутствия обязательной проектной коллективной работы в структуре, но её легче реализовать, используя стационарный компьютерный класс.

Ротация лабораторий прекрасно работает для обучающихся любого возраста при наличии адекватной возрасту онлайн-среды. Часть занятий проходит в аудиториях, но на одно занятие обучающиеся урок дети переходят в компьютерный класс (лабораторию), где индивидуально работают в онлайн-среде (LMS), углубляя или закрепляя полученные на предыдущих занятиях знания. Эта модель похожа на перевёрнутый класс, реализованный без работы обучающегося дома.

Гибкая модель
Реализация гибкой модели в образовательной организации зависит от ее физического пространства.

Обычно есть центральная большая аудитория, в которой предусмотрены индивидуальные места работы – мини-офисы. У каждого обучающегося есть компьютер (или планшет), с помощью которого он учится онлайн. По периметру центрального пространства — множество дискуссионных комнат для работы в малых группах, для брэнсторминга, а также научные лаборатории. Кроме того есть зона социализации, в которой обучающиеся размещаются на диванах, пуфиках и т.п. и продолжают учиться.

Главное, чтобы обучающиеся могли свободно перемещаться и группироваться с учетом своих потребностей. Таким образом, в гибкой модели основная идея состоит в том, что обучающиеся, в отличии от моделей ротации, не ограничивают количество времени на тот или иной вид учебной деятельности. Основная идея гибкой модели в том, что обучающиеся не ограничивают количество времени на тот или иной вид учебной деятельности. Вместо этого у каждого есть гибкий график работы, изменяемый в зависимости от необходимости.

Это самая сложная для реализации, но и самая многообещающая модель. Чтобы работать в ней, у обучающихся должны быть развиты навыки самоорганизации.

6
ЦИФРОВЫЕ ИНСТУРМЕНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Интерактивный набор инструментов для планирования смешанного обучения: BlendedFlow (университет Сиэтла).

Пройдя по ссылкам, вы сможете познакомиться с руководством пользователя и интерактивным инструментом, разработанным учебными дизайнерами Центра Цифрового обучения Сиэтлского университета, которая успешно интегрирована в образовательный процесс.

Здесь вы найдете:
- карту потока, которая позволяет вам определить, какие элементы вам понадобятся в данном модуле. Карта начинается с четырех основных этапов изучения темы, которые затем разбиваются на этапы. Каждый шаг включает в себя список действий, которые вы можете использовать, и каждое действие включает объяснение того, как это действие будет работать в онлайн-среде или в классе;
- онлайн-планировщик потоков, который позволяет вам выбрать, какие этапы и шаги вы будете включать и какие действия вы будете включать. Он также позволяет указать, будут ли эти действия выполняться онлайн, в классе или и тем, и другим. В планировщике есть место для заметок, инструментов и других идей.

Источник: https://library.educause.edu/-/media/files/library/2018/1/elib1801.pdf
https://seattleu.instructure.com/courses/1569931
7
ИСТОРИИ УСПЕХА
(ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)
Университет Центральной Флориды (UCF), расположенный в Орландо (штат Флорида), входит в число крупнейших университетов страны, в котором обучается более 64000 студентов. На протяжении почти двух десятилетий UCF является новатором в цифровом обучении. Он уникален среди исследовательских университетов тем, что предлагает онлайн обучение и смешанные способы обучения. В настоящее время на полностью интерактивные и смешанные курсы приходится почти одна треть учебных часов студента в UCF. Университет также предлагает некоторые курсы в формате интерактивных лекций, на которые приходится дополнительно 9% от общего количества академических часов студентов.

Преимущество обучения с помощью смешанных способов заключается в снижении эксплуатационных расходов - это позволяет увеличить число студентов, которые проходят тот или иной модуль (45-55 человек в сравнении с 30 на очных курсах). UCF пришлось бы увеличить свою площадь более чем на 50000 квадратных футов, чтобы обеспечить эквивалентный рост числа учащихся, если студенты записывались бы только на очные курсы.

UCF сэкономил приблизительно 150 миллионов долларов, избежав затрат на строительство, а также обеспечил прирост числа учащихся. Ряд уникальных особенностей позволил UCF разработать успешную модель обучения. В университетском Центре распределенного обучения (CenterforDistributedLearning) работает команда из 90 человек, в которую входят разработчики образовательного контента, сотрудники средств массовой информации, специалисты по повышению квалификации преподавателей и сотрудники по контролю качества; 25 из 90 членов команды являются студентами или сотрудниками, работающими неполный рабочий день.

Команда Центра помогает обеспечить качество курсов, которые переходят из очной формы в цифровую. Каждый преподаватель, задействованный в преподавания онлайн-курсов, должен принять участие в курсах повышения квалификации и профессиональной подготовки, которые в сумме составляют 80 часов. Каждый семестр основная команда встречается с деканами для обсуждения разработки новых онлайн-курсов. Эти регулярные встречи способствуют добавлению от двух до четырех новых специализаций каждый год.

Университет штата Аризона (ASU), один из лидеров в области цифрового обучения, является крупным государственным исследовательским университетом с четырьмя кампусами, расположенными на территории Большого Финикса, и общей численностью студентов 80000 человек. ASU использует многоканальный подход к цифровому обучению, предлагая различные методы разным группам студентов. Для работающих взрослых университет предлагает набор онлайн-программ (ASU Online). Студенты, которые хотят выстраивать гибкий график обучения, могут пройти специальные онлайн-курсы iCourses.

EdPlus - это название команды по инновациям. Она состоит из 300 человек и обеспечивает функционирование всех программ цифрового обучения в ASU. В состав команды входят 22 проектировщика учебных курсов, каждый из которых оказывает поддержку от 50 до 75 преподавателям, а также эксперты в области средств массовой информации и технологий, сотрудники службы поддержки студентов, аналитики и другие специалисты. ASU также воспользовался внешней поддержкой компании Pearson для привлечения студентов. Еще один внешний партнер, Starbucks, предлагает своим работникам, имеющим право на льготы, полное возмещение затрат на онлайн обучение в ASU.

Чтобы удовлетворить потребности учащихся, ASU разработал дифференцированную модель поддержки студентов. Все учащиеся имеют доступ к круглосуточной службе технической поддержки, услугам репетиторов и наставникам, которые обеспечивают индивидуализированную и комплексную поддержку. ASU также совершенствует качество онлайн-курсов, проводя оценку удовлетворенности студентов обучением каждый семестр.

Количество учащихся онлайн примерно на две трети больше, чем тех, кто обучается очно, что снижает затраты на обучение для каждого студента. Онлайн-курсы также снизили спрос на учебные классы, что позволяет ASU обслуживать гораздо большее число студентов с помощью имеющихся на территории кампуса объектов. Затраты на проектирование курсов за семь лет сократились примерно на 50% благодаря большей стандартизации процесса разработки курса, привлечению талантливых специалистов и увеличению опыта работы преподавателей в режиме онлайн.

Университет штата Джорджия (GSU) находится в Атланте и располагает студенческими городками по всему региону, которые в совокупности обслуживают более 33000 студентов. Большинство адаптивных учебных курсов GSU разработаны по модели emporium, которая сочетает в себе онлайн- и очное обучение. Занятия в аудиториях проходят очень редко. Студенты ходят в ресурсные центры или лаборатории кампуса, где они самостоятельно работают в режиме онлайн. Студенты могут обратиться к преподавателям, аспирантам или ассистентам в лабораториях, если им нужна помощь. Студенты также используют интерактивное программное обеспечение для чтения материалов курса, просмотра онлайн-лекций или других обучающих видео, выполнения практических упражнений, прохождения тестов и других видов деятельности.

Успеваемость учащихся выше в адаптивных онлайн-курсах, чем в неадаптивных. Это, вероятно, связано с персонализированной обратной связью. Для перехода на адаптивное обучение потребовались первоначальные инвестиции в программное обеспечение, разработку курсов и оборудование для аудиторий (около 120000 долларов США на каждую классную комнату).

GSU приложил усилия для повышения интереса преподавателей к адаптивному обучению. Университет обеспечил профессиональное развитие преподавателей, предложил им принять участие в инициативах по цифровому обучению, а также выделил стипендии и предоставил возможности для повышения издательского потенциала.

Планы GSU по продолжению работы направлены на улучшение успеваемости студентов увеличение числа учащихся до 20000 мест.

Наиболее интересным является реальный опыт внедрения смешанного обучения в учебных заведениях. В отчете Министерства образования Великобритании за 2021 год представлены практики смешанного обучения в колледжах Англии. Кейс Нового Колледжа Хаддерсфилда. В ответ на пандемию коронавируса Новый Колледж Хаддерсфилда принял решение:
- внедрить модель очного и онлайн обучения, для обеспечения непрерывного обучения;
- соблюдать существующее расписание при проведении занятий в онлайн формате;
- использовать онлайн-инструменты при обучении.

Переход к новой стратегии в обучении позволил колледжу перейти либо к дистанционному, либо к смешанному формату обучения, в зависимости от ограничительных мер, установленных в регионе. Это также позволило всем студентам, которые не могли посещать занятия очно, продолжать обучение в дистанционном формате. Такой формат обучения был внедрен уже в первой половине 2020/2021 учебного года. В осеннем семестре 2/3 процесса обучения осуществлялось на кампусе, оставшаяся часть – посредством онлайн технологий дистанционно. Начиная с 2021 года, когда страна столкнулась с третьей волной пандемии, обучение проводится только в дистанционном формате.

Чтобы обеспечить универсальные стандарты дистанционного и смешанного обучения, Колледж разработал руководство по эффективному проведению онлайн-уроков в режиме реального времени. Руководство включает в себя следующие ключевые стратегии, с которыми был ознакомлен весь преподавательский состав учебного заведения: четкое формулирование образовательных задач и ожидаемых образовательных результатов, развернутое и логичное объяснение нового материала, четкая формулировка заданий и упражнений, моделирование формируемых профессиональных компетенций для их дальнейшего использования при будущем трудоустройстве, максимальная оценка знаний учащихся на каждом уроке, включая фронтальный опрос, обеспечение непрерывной обратной связи со студентами, повторение и отработка полученных навыков.

Колледж также опубликовал широкий спектр рекомендаций, касающихся здоровья и благополучия, информацию о поездках в колледж и мотивирующие сообщения от бывших студентов об их учебе в колледже и последующем трудоустройстве. Благодаря смешанному формату обучения Колледж удалось поддержать студентов, которые были неспособны посещать занятия, обеспечить достойные образовательные результаты, снизить риски по их отчислению.

Кейс Колледжа Манчестера.
Руководители учебных программ, разработали первоначальные модели программ для смешанного обучения в новом учебном году 2020/2021. Основу программ составляли принципы безопасной работы (включая оценку рисков на основе учебных программ и социальное дистанцирование) и модель дистанционного формата обучения.

Основное внимание при разработке программ смешанного обучения было уделено распределению академических часов между практическими и лекционными занятиями. Например, в дисциплинах, относящихся к блоку дизайн и искусство, начало семестра проводилось в очном формате, с целью получения студентами практических навыков. Вторая половина семестра проходила в дистанционном формате в ходе которого студенты овладевали теоретическими навыками. В области изобразительного искусства преподаватели предоставили ресурсы, где студенты смогли изучать материал дистанционно пакеты ресурсов для учащихся.

В области исполнительского искусства проводились онлайн-уроки в режиме реального времени, таким образом, студенты продолжали развивать свои танцевальные или музыкальные навыки уже из дома. Некоторые сетевые партнеры Колледжа, такие как BandontheWall, предоставили студентам возможность транслировать выступления в прямом эфире в начале учебного года, когда они все еще получали поддержку от преподавателей при подготовке к выступлению. В течение 6 недель мониторинга были выявлены эффективные и неэффективные стратегии, в результате чего руководство колледжа разработало модель организации смешанного обучения в условиях пандемии.

В течение года модель подвергалась изменениям в соответствии с меняющимися условиями окружающей среды. Комплексный командный подход при разработке смешанной модели обучения создал культуру рефлексивной практики, в которой преподаватели с большей готовностью идут на риск и интегрируют цифровые технологии в свою учебную программу. Посещаемость очных занятий стала выше, чем до пандемии. Также увеличилась степень выполняемости самостоятельных работ. Например, выполнение домашних заданий по музыкальным предметам выросло с 25% до 90%.

Студенты также высоко оценивали возможность демонстрации представления творческих работ более широкой аудитории в Интернете. Например, 750 человек наблюдали за онлайн-мероприятием "BandontheWall", а весьма успешный междисциплинарный проект обеспечил виртуальное рождественское представление для жителей домов престарелых по всему Манчестеру.

Источник: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/966511/FE_remote_and_blended_learning_case_studies.pdf
7.1
РОССИЙСКИЙ ОПЫТ
Переход к смешанному обучению был осуществлен и российскими вузами. Самые популярные ресурсы включаемого в программу дистанционного обучения — платформа «Открытое образование» (НПОО) и «Coursera».

Курсы, заменяемые с привлечением НПОО, — физическая культура и спорт, иностранные языки, философия, безопасность жизнедеятельности, математика, физика, правоведение, история, русский язык, экономика, информатика, экология, инженерная компьютерная графика, культурология и социология. Большинство вузов оформляли платные корпоративные подписки на использование программного обеспечения для дистанционного преподавания.

Кейс SAS Тюменского государственного университета.
«Переход в режим онлайн был особенно сложной задачей для SAS (SchoolofAdvancedStudies — Школа перспективных исследований), чья образовательная модель предполагает индивидуализированное общение между студентами и преподавателями. Впрочем, мы справились — все курсы проходят по плану, синхронные семинары — в Zoom, асинхронные форматы (лекции и задания) — в Canvas». (Екатерина Селиховкина, SchoolofAdvancedStudies, SAS ТюмГУ).

Кейс Балтийского федерального университета имени Канта.
«Мы не так давно — буквально два месяца назад — получили в управление университетскийMoodle LMS. Мы просто пришли подготовленными, а до этого там работал на полставки один человек. Сейчас его обслуживает один специальный программист и еще несколько человек. Пока мы в него вошли, у нас была форма обратной связи — около трехсот не отвеченных заявок, сейчас их 23. Я думаю, что к концу выходных мы войдем в ритм вопрос-ответ в течение суток. То есть обратная связь работает». (Владас Повилайтас, директор Регионального центра компетенций в области онлайн-обучения БФУ им. И. Канта).

Кейс университета ИТМО.
«Наш вуз шел сразу же с официальными заявлениями. Практически сразу же перевели на дистанционку и преподавание, и административную работу (я еще выполняю административную работу). Тогда еще предполагалось, что это продлится неделю, и свои первые занятия я проводил дистанционно из предположений, что карантин продлится семь дней. А потом вышел новый приказ, исходя из нового продления. У нас в университете есть единая информационно-справочная система, и новые приказы, которые касаются тебя лично (есть момент настройки: что-то касается каких-то групп, что-то касается всех), ты сразу получаешь и видишь распоряжение ректора. Вот так у нас это произошло. А в рамках нашей магистратуры мы уже быстро все настроили, купили платныйzoom — и всё». (Илья Стахеев, Университет ИТМО).

Кейс Уральского федерального университета.
«У нас в Университете есть портал электронного обучения. Он существовал всегда. Мы, преподаватели, проходили на нем повышение квалификации по определенным курсам. Буквально год назад у нас была аккредитация, а до аккредитации мы проходили, например, повышение квалификации по первой медицинской помощи. То есть портал — не изобретение сегодняшнего дня. Ресурсами портала пользовались некоторые институты и преподаватели, но не все. Пользоваться всем одновременно не позволяла мощность портала. Насколько я понимаю, каждому институту внутри УРФУ было дано право выбирать, как он организует свое дистанционное обучение. Такой портал электронного обучения был выбран как наименее болезненный вариант. Соответственно, мощности портала на всех не хватило, технические специалисты пытались нарастить его память. Чтобы сократить поток хотя бы преподавателей на первоначальном этапе нам сказали, что на портале будет организован онлайн-модуль, привязанный не к конкретной дисциплине или конкретному преподавателю, а к образовательной программе. Условно говоря, на этом портале лежит онлайн-модуль для нашей образовательной программы». (Наталья Смолина, Уральский федеральный университет, УрФУ).

Источник: h t t p s : / / i o e . h s e . r u / s a o _ u n i v e r s i t y c a s e s
8
ИССЛЕДОВАНИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
В августе 2020 года Совет по финансированию высшего образования Уэльса (HEFCW) и университеты Уэльса обратились к Jisc с просьбой обобщить опыт и практики, принятые университетами по всему Уэльсу, для обмена, признания и изучения. Согласно отчету Объединенного комитета по информационным системам образования (JISC), базирующегося в Великобритании (JISC), некоммерческой организации, которая поддерживает высшие учебные заведения и предоставляет консультации по цифровым технологиям, университеты должны учитывать множество различных факторов при планировании программ смешанного обучения . Эти факторы делятся на четыре основные категории: цели и оценка, разработка учебной программы, опыт учащихся, а также системы и процессы.

НЕДОСТАВКИ И ПРЕИМУЩЕСТВА ПОДХОДА
Достоинства Blended Learning. Сторонники подчеркивают два главных образовательных преимущества этого подхода: возможность сбора данных и кастомизацию знаний и оценок.

Третье преимущество Blended Learning состоит в том, что один преподаватель может обучать много людей одновременно. Смешанное обучение позволяет преподавателям перераспределить ресурсы и повысить успеваемость. Это предположение было успешно проверено в школьной сети Rocketship Education в американском городе Сан Хосе (известно также, что Blended Learning практикуют Nexus Academy и Clayton Christensen Institute).

Среди преимуществ Blended Learning особо подчеркивается следующее: встраивание технологии асинхронной интернет-коммуникации в «живые» образовательные курсы способствует получению одновременно независимого и совместного учебного опыта. Замечено, что использование информационных и коммуникационных технологий улучшает отношение к получению знаний, а также качество коммуникации между учениками/студентами и преподавателями. Кроме того, исследование Александра МакКензи, проведенное в 1998 году, показало, что учащимся легче оценивать свое понимание материала с помощью компьютерных модулей оценки.

Если говорить о конкретных предметах, то считается, что BlendedLearning особенно эффективно в обучении иностранным языкам, поскольку оно предполагает и потребность в живом общении, и необходимость в онлайн чтении, просмотре роликов, визуальном «заучивании» слов, привнесении игрового момента и интерактивности, способствующих запоминанию. Blended Learning учит организовывать и планировать работу самостоятельно, независимо получать и анализировать знания, искать и отбирать информацию, принимать решения, формировать навык презентации проектов, заниматься самообразованием.

Недостатки Blended Learning – другая сторона достоинств этого подхода. Это неравномерная ИТ-грамотность, зависимость от техники, широкополосного Интернета, устойчивости онлайн режима и безлимитных тарифов. Зачастую препятствием для внедрения этого подхода становится низкий уровень владения технологиями, поэтому для преподавателей и учеников необходим технологический ликбез, а также обучение работе со школьной Blending Learningплатформой. Еще один «тормозящий» фактор – смешанное обучение требует техподдержки и определенных затрат на создание видеоматериалов, обучающих программ и тестирующих модулей.

Источник: https://zillion.net/ru/blog/375/blended-learning-pieriekhod-k-smieshannomu-obuchieniiu-za-5-shaghov
9
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
Безусловным фактором обеспечения смешанного образования в период пандемии, а также после окончания является цифровая трансформация образовательного процесса. Наиболее успешными университетами в новых реалиях будут те, чья деятельность полностью оцифрована и отвечает требованиям студентов к каждому из их взаимодействий. На следующем рисунке показан подход к этой трансформации на протяжении всего пути обучения:
- осведомленность;
- вовлеченность;
- образовательный процесс;
- оценка образовательных результатов.

Осведомленность (Awareness). Ключ к успешному управлению процессом трудоустройства будет двухсторонним.

С одной стороны, студенты должны быть хорошо информированы, иметь доступ к нужной информации в нужное время; университеты могут направлять и помогать им принимать решения, например, используя чат-боты и голосовые помощники. Университетам придется пересмотреть свои бизнес-процессы и принять новые маркетинговые стратегии, чтобы конкурировать в новых условиях.

С другой стороны, образовательные учреждения должны быть в состоянии с самого начала предоставить студентам цифровой опыт, ориентированный на самообслуживание и автоматизацию, который позволит студентам легко ориентироваться в цифровом пространстве университета уже на моменте подачи документов для поступления в вуз.

Вовлеченность (Engagement). Чтобы выделяться в новом контексте, необходимо будет создать запоминающийся цифровой опыт для студентов. Это невозможно без ценности настройки, даже для каждого конкретного студента: будет важно работать с технологиями "DXP", которые обладают возможностью 360-градусного видения пользователя, чтобы предлагать опыт в соответствии с их потребностями и ожиданиями. Кроме того, необходимо иметь в виду важность наличия технологии, которая способствует последовательному и беспрепятственному внедрению всех решений образовательных учреждений через различные каналы и типы мобильных устройств: от настольных компьютеров и планшетов до смартфонов.

Образовательный процесс (Education). Должны быть внедрены синхронные потребительские инструменты. Эти инструменты позволяют работать со студентами после занятий, как в кампусе, так и за его пределами, взаимодействуя в режиме реального времени. В то же время необходимо подключить асинхронизацию для тех студентов, которые предпочитают подключиться позже или выполнить задание через какое-то время, например, с помощью инструментов типа LMS. Вместо преобразования физического контента в цифровой формат, как это было во время пандемии, необходимо с самого начала рассмотреть смешанный подход в обучении, то есть с момента создания образовательного контента.

Кроме того, благодаря новым стандартам электронного обучения, таким как xAPI, который позволяет хранить взаимодействие человека с различными видами деятельности по онлайн-обучению, будут получены данные и информация, обеспечивающие 360-градусное представление о взаимодействии учащихся, которое в сочетании с методами искусственного интеллекта предложит полностью индивидуальную траекторию обучения, а также рекомендации. Совместимость является одним из ключей к обеспечению единого и бесперебойного взаимодействия как для студента, так и для преподавателя.

Оценка образовательных результатов (Assessment). Трансформация образовательного процесса ставит задачу дистанционного оценивания. В этом смысле абсолютно необходимо гарантировать личность, отсутствие помощи или не выдавать себя за студента. В данном случае решением является технология электронного документооборота, которая позволяет оцифровать процессы оценки. Эта технология использует искусственный интеллект и распознавание лиц для проверки личности студента и мониторинга его активности во время экзамена, тем самым сохраняя ту же целостность и качество очных экзаменов, даже онлайн.

Наконец, генерация студенческих степеней также должна быть оцифрована. В этой области технология блокчейн становится новым стандартом для выдачи цифровых учетных данных, предоставляя выпускникам уникальные, проверяемые работодателем, защищенные от несанкционированного доступа пожизненные токены.

Источник: https://www.opentrends.net/en/hybrid-learning-in-the-post-covid-era


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:

Сайт российского Центра Смешанного обучения.
Здесь можно узнать, как внедрять смешанное обучение, модели смешанного обучения(перевернутый класс, ротация станций, ротация лабораторий, гибкая модель), скачать книгу «Шаг школы в смешанное обучение», сценарии уроков, материалы конференций Смешанное обучение с 2015 по 2020 год.

Книга Андреевой Н.В., Рождественской Л.В., Ярмахова Б.Б. «Шаг школы в смешанное обучение» рассказывает о теории смешанного обучения и содержит практические рекомендации по его реализации в условиях российской школы, а также опыт учителей, работающих в этой концепции. http://blendedlearning.pro/2020/05/07/materials-blended-learning-2020/

Сайт смешанного обучения, созданный командой EdTech Здесь можно узнать о том, что такое смешанное обучение, о его педагогических преимуществах, характеристики подходов смешанного обучения для больших групп, поддержки удержания и интернационализации, изучить конструктор, который поможет спланировать учебный модуль и ресурсы. https://sleguidance.atlassian.net/wiki/spaces/BL/pages/36962416/The+blended+learning+design+framework