дайджест №5 (май 2021 года)
ТРЕНДЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Разберем ключевые тенденции развития системы высшего образования в 2021 году
1
Итоги XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества
с 13 по 30 апреля в смешанном формате прошла конференция, организованная Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и Сбером.
Источник картинки: https://conf.hse.ru/2021/
Доклады, панельные дискуссии и круглые столы по вопросам функционирования и дальнейшего развития системы высшего образования были сконцентрированы в трех секциях конференции: «Новые компоненты человеческого потенциала: понимание, измерение и развитие», «Экономика и социология образования» и «Социология».

Специальная секция «Новые компоненты человеческого потенциала: понимание, измерение и развитие» была инициирована Институтом Образования НИУ ВШЭ как одним из подразделений, включенных в Научный центр мирового уровня «Междисциплинарный центр исследований человеческого потенциала».

Сессия «Обучение предпринимательству: институциональный ландшафт и педагогические подходы» предложила сочетание взглядов двух подходов: с одной стороны, позиция практиков, лидеров масштабных инновационных проектов в сфере обучения предпринимательству; с другой, академические исследования институциональной среды и условий реализации обучения предпринимательства в России. Основным результатом обсуждений стало формирование повестки будущих совместных исследований и разработок. Одной из первых задач является уточнение концептуальных подходов к трактовке природы предпринимательства, факторов его поддержки, формирование эффектов через призму соответствующих выводов для системы образования (как формального, так и неформального) и всей сферы институтов человеческого развития.

Сессия «Агентность, автономия, резильентность: взгляд через призму образования» стартовала с тезиса о том, что взросление человека в системе образования и семье связано с развитием его способности действовать относительно условий и их преобразованием. Обнаружение контекста (тех самых условий), его преодоление или учет могут быть описаны как действия по освобождению, то есть по восстановлению сущностной человеческой природы. В какой мере современная социальная ситуация (система образования, семья, технологические среды) обеспечивает такое развитие – основной вопрос, который обсуждался на данной сессии.

Сессия «Формирование ключевых компетентностей как компонентов человеческого потенциала» была посвящена обсуждению проблем, связанных с институциональными механизмами и педагогическими подходами к формированию ключевых компетентностей в условиях цифровой экономики. Дискуссия развивалась от анализа институциональных барьеров и вопросов соотношения запросов рынка труда и компетентности выпускников к конкретным практикам формирования компетентностей и соответствующих педагогических условий.

Сессия «Измерение человеческого потенциала» освещала тему измерений человеческого потенциала с разных сторон: какие компоненты человеческого потенциала нужно измерять и с какой целью, какие подходы к измерению человеческого потенциала предлагаются в современном мире.

Помимо указанной секции Институтом образования совместно с НЦМУ был проведен специальный круглый стол с привлечением международных экспертов «Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования», в рамках которого авторским коллективом Института образования был издан доклад «Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования». В докладе ставится проблема оценивания и формирования универсальных компетентностей в высшем образовании — сложных конструктов (критическое мышление, креативность, коммуникация, работа в команде и пр.), которые связаны с успешностью человека в различных профессиональных и жизненных областях. На основе анализа опыта, который накопило мировое сообщество в области оценивания универсальных компетентностей, в качестве перспективного подхода к их оцениванию авторы доклада предлагают Evidence-Centred Design (метод доказательной аргументации).

В рамках секции «Экономика и социология образования» была организована сессия «Готовность системы образования к вызовам пандемии: уроки COVID-19», на которой обсуждались национальные тактические и стратегические решения по перестройке системы оценки качества во время пандемии.

На секции «Развитие университетов: текущая политика академического превосходства» были представлены результаты научных исследований, направленных на оценку влияния программы 5-100 на развитие российских университетов. Дискуссия на секции «Изменение спроса на высшее образование и технологии подготовки» имела широкий исследовательский спектр: от анализа навыков, востребованных рынком труда и предоставляемых российскими вузами, до обсуждения системы управления рисками для снижения административной нагрузки в контрольно-надзорной деятельности в высшем образовании и новой –гибридной – модели обучения.

Участники специального круглого стола «Человек, образование и труд в цифровом мире» пришли к выводу, что цифровая экономика должна быть человекоцентричной и любые решения и средства, предложенные в государственных проектах и программах, должны ставить во главу угла человека. Его потребности и ценности приоритетны по отношению к любым «волнениям» в экономике.

На сессии «Социальные проблемы сферы образования и образовательной миграции» секции «Социология» обсуждались факторы влияния миграционных процессов на развитие высшего образования и факторы академической неуспеваемости в высшей школе: кейс университета технического профиля (Санкт-Петербург).

Источники:
https://conf.hse.ru/2021/
https://www.hse.ru/news/expertise/461510522.html
https://ioe.hse.ru/spo/news/470513732.html
2
Цифровые инструменты
Использование аудиальных форматов в образовании имеет давнюю традицию — от обучающих радиопередач до курсов иностранного языка на аудиокассетах. Подкасты открывают новые возможности на этом пути.
ЧТО ТАКОЕ ПОДКАСТЫ?

Подкасты — это регулярные передачи, блоги, сериалы в формате аудиофайлов, которые пользователь может загрузить на персональное устройство для удобного прослушивания. Аудитория подкастов по всему миру стабильно увеличивается. В России подкасты начали набирать популярность в 2010-е.
ЖАНРЫ ПОДКАСТОВ
Жанры подкастов разнообразны и сложно поддаются строгой классификации. Можно выделить две большие категории: нарративные и разговорные подкасты:


Нарративные подкасты

В этой группе подкастов рассказчики разворачивают перед слушателями истории по всем законам драматургии. Ведущий подкаста погружает аудиторию в происходящее, используя яркие детали, документальные свидетельства и т. д. К таким подкастам относятся реконструкции событий, журналистские расследования, истории о личном опыте, документальные передачи.
Сильные стороны: вовлечение слушателей за счет погружения в историю.
Сложности: большие трудозатраты на создание выпусков; слушателю нужно достаточно много времени для восприятия истории.


Разговорные подкасты

В этой группе подкастов собраны такие жанры, как интервью, ток-шоу, аудиоблог — всё, что строится на живом общении и прямой речи. Успешность разговорных подкастов зависит во многом от харизмы ведущих, но не только от нее. Чтобы такой подкаст захватил внимание слушателей, в нем должны быть сквозная идея, конфликт, актуальная тематика, интересные гости.
Сильные стороны: возможность поднимать дискуссионные темы, показывать разные точки зрения; обычно требуют меньше времени на подготовку и запись, чем нарративные жанры.
Сложности: без четкой структуры и идеи легко потерять внимание слушателя.
ПОДКАСТЫ В ОБУЧЕНИИ: КАК И КОГДА ИСПОЛЬЗОВАТЬ?
Подкаст — удивительно гибкий инструмент, дающий множество возможностей как обучающимся, так и создателям контента. Благодаря своей звуковой природе, мобильности и доступности подкаст становится прекрасным средством доставки контента и его вариативности. Вместе с тем, его мультимедийность, мобильность и интерактивность расширяют спектр образовательных возможностей, могут стать подспорьем для создания новой обучающей среды, развивают автономию, внутреннюю мотивацию, повышают уровень эмпатии, стимулируют активную позицию и взаимодействие в группе.

Подкасты не могут заменить основного обучения, но послужат прекрасным вспомогательным средством к нему, а также инструментом для саморазвития.

Учитывая дидактические свойства подкаста, можно выделить следующие типы контента, которые можно перевести в формат подкаста:

- первичное знакомство с темой;
- обобщение опыта, полученных знаний в формате монолога;
- дублирование текстового контента для вовлечения большего количества обучающихся;
- вспомогательный развивающий контент;
- иллюстрирование теории личным опытом через обсуждение или рассуждение;
- эмоциональное закрепление опыта через юмор и сторителлинг;
- обсуждение спорных вопросов, не имеющих однозначного решения, через дискуссию или интервью.
ЦИКЛ ПРОИЗВОДСТВА ПОДКАСТОВ
Производство подкаста — это длительный процесс, требующий упорной работы и тщательного планирования. Как правило, в цикле производства подкаста можно выделить несколько отдельных стадий.

ЭТАП 1. Анализ и планирование. На этапе планирования происходит определение цели, темы, аудитории, жанра и формата, исследование источников и поиск экспертов.

ЭТАП 2. Дизайн. На этом этапе детально прописывается структура и поминутный сценарий эпизода подкаста, продумывается джингл и звуковые перебивки, согласовываются встречи со спикерами, проводятся репетиции при необходимости.

ЭТАП 3. Продакшн. Этот этап включает тестирование звука и запись содержимого подкаста.

ЭТАП 4. Обработка и монтаж (постпродакшен). Это один из самых длительных этапов производства, включающий импорт, конвертирование и экспорт файлов, монтаж, сведение, расшифровку, а также все действия, связанные с визуальным сопровождением подкаста: разработку обложки, финализацию названия и описания, подбор тегов.

ЭТАП 5. Распространение и продвижение. На этой стадии смонтированный подкаст загружается на хостинг и распространяется через платформы-агрегаторы, в социальных сетях публикуются уведомления о выходе нового выпуска, подписчикам отправляются emaiL-рассылки.
СТРУКТУРА ПОДКАСТА
Подкаст, как любой другой формат медиа, имеет важную задачу захватить и удерживать внимание слушателя, чтобы передать ему необходимую информацию.

Прежде чем перейти к проработке структуры, следует ответить на несколько важных вопросов:

- Какова цель подкаста (привлечь к себе внимание как к эксперту, создать дискуссию вокруг проблемы, предложить слушателям ценную для них информацию и т. д.)?
- Для какой аудитории создается подкаст и какие у нее цели (что хотят знать слуша­тели подкаста?)
- Как себя позиционируют авторы и ведущие подкаста (кем является автор подкаста: экспертом в выбранной теме, журналистом, любопытствующим обывателем)?
- Что должно произойти со слушателем в конце эпизода (какие эмоции должен испы­тать человек в конце эпизода, к каким действиям его побуждает подкаст)?
ДРАМАТУРГИЯ ПОДКАСТА
При выборе подкаста для изучения слушатели в первую очередь обращают внимание на его формальные элементы:

- ПРОЛОГ
Задаются место, время и условия, в которых разворачивается действие подкаста.
Слушатель знакомится с героями: ведущими, гостями и другими «действующими лицами».
Действия героев ведут к неизбежности конфликта (мнений, об­стоятельств).
Задачи: погрузить слушателя в мир подкаста, привлечь внимание, вызвать эмоциональное отношение к происходящему.

- КОНФЛИКТ
Герои сталкиваются с обстоятельствами или друг с другом.
Для решения проблемы героям чего-то не хватает — навыков, ресурсов, информации. Именно эту нехватку будет необходимо восполнить в ходе дальнейшего действия (что-то узнать, открыть, чему-то научиться).
Задачи: представить слушателю конфликт героев так, чтобы он смог соот­нести это со своим опытом, чтобы был заинтересован в решении конфликта. Реальные герои и ситуации из жизни, истории взлетов и падений внушают больше доверия, чем рассказы о супергероях.

- РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА
В кульминационном моменте напряжение нарастает, выход из конфликта неочевиден.
Происходит разрешение конфликта, а слушатели получают эмо­циональное вознаграждение за то, что сопереживали.
В финале можно сформулировать мораль истории, расставить акценты.
Задачи: привести слушателей к открытию новых смыслов, помочь сделать выводы, создать ощущение завершенности опыта.

ПОДКАСТ – НЕОТЪЕМЛИМАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Рынок подкастов активно развивается, что приводит к регулярному появлению новых решений и возможностей для распространения контента, а вместе с тем и расширению пользовательской аудитории. Если вы желаете выбрать оптимальные варианты, держите руку на пульсе технических возможностей сервисов, а главное, понимайте и свои потребности как автора, и потребности ваших слушателей.

Источник: https://sberuniversity.ru/
3
Итоги IFTE 2021
Казанский федеральный университет уже в седьмой раз проводит масштабный и грандиозный по своей значимости форум по педагогическому образованию IFTE-2021.
Источник картинки: https://lomonosov-msu.ru/rus/event/6531/
В течение трех дней ученые и педагоги обсуждали тенденции в области образования и подготовки специалистов для всех уровней образования. В этом году в Форуме приняли участие более 1500 ученых из 38 стран, 158 российских и 50 зарубежных университетов, научных и образовательных организаций. Ключевые доклады сделаны 19 известными исследователями из ведущих университетов России, Великобритании, США, Ирландии, Испании и других стран. Форум проходил в гибридном формате: очно в Казанском федеральном университете и виртуально на платформе Microsoft Teams.

Несмотря на невозможность физического присутствия большинства участников исследователями обсуждались такие важные и насущные вопросы как новые вызовы и актуальные цели систем педагогического образования в разных странах мира; проблемы инновационных образовательных технологий в подготовке преподавателя; российские и международные практики в сфере педагогического образования с учетом актуальных потребностей и явлений; укрепление академической коллаборации ученых, практиков, политиков, работающих в сфере образования разных стран мира.

Уникальные и перспективные разработки ученых особенно важны в эпоху цифровых трансформаций. Так, например, лингвисты казанского университета совместно с создателями нейронных компьютерных сетей разработали систему по изучению сложности текста, которая, в том числе, позволяет анализировать содержание школьных учебников. Будущие педагоги-психологи, объединившись с программистами КФУ в помощь молодым учителям создали виртуальный тренажер для обучения регулированию конфликтных ситуаций.
Конечно же не обошлось без обсуждений трансформации образования в постковидном мире. Отдельные сессии были посвящены изучению процессов, происходящих в системе высшего образования в эпоху VUCA мира (от английского volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Йоханесс Даммерер из Университетского колледжа педагогического образования (Австрия) утверждает: «Глобальные изменения сегодня затрагивают всех стейкхолдеров системы высшего образования и заставляют преподавателей, студентов и управленцев по-новому взглянуть на ранее используемые практики. Новая реальность требует более адаптивных моделей и практик, способных отвечать на постоянные вызовы, возникающие в образовательной парадигме. Именно сегодня необходимо исследовать и обсуждать различные этические, педагогические, психологические, методические и технологические проблемы, вызванные изменениями в образовании вследствие глобальных сдвигов образовательной парадигмы».

Совместное исследование, проведенное Казанским федеральным университетом и Хелуанским университетом (Египет), затрагивает вопросы профессионального развития преподавателей высшей школы в эпоху глобализации и онлайн обучения. Исследователи заявляют о необходимости расширения педагогических компетенций преподавателей университетов, которые в настоящее время перестают быть уникальными носителями знаний. По мнению профессора Любны Шехаб, студенты имеют доступ к различным источникам информации, что снижает роль преподавателя в качестве основного транслятора содержательного материала. Тем не менее, именно умение и владение различными способами подачи и закрепления пройденного материала превращают специалиста высшей школы в ценного сотрудника. «В работе с поколением Z важно знать как преподнести изучаемый материал в наиболее интерактивном виде, стимулируя познавательную активность студентов и их вовлеченность в образовательный процесс. На сегодняшний день важно делать это как на родном, так и на английском языке, принимая во внимание рост академической мобильности среди студентов из разных стран», – заявляет профессор Шехаб. Коллаборация между Казанским федеральным университетом и Хеллуанским университетом стала фундаментом для создания платформы по обеспечению цифрового онлайн курса для преподавателей высшей школы, в котором они смогут повысить свои методические навыки, использовать иностранный язык в качестве средства коммуникации в образовательной среде, получить новые знания по работе с поколением Z и альфа.

Источник: https://ifte.kpfu.ru