ДАЙДЖЕСТ №4 (апрель 2021 ГОДА)
Современные образовательнные решения
1
Тренды образования
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН
Педагогический дизайн (Instructional design, ID) — относительно новое понятие в современной системе образования. В основу педагогического дизайна как дисциплины, которую команды разработчиков онлайн курсов применяют еще на стадии проектирования, создания и оценки обучающих материалов, положено систематическое использование знаний об эффективной работе, выстраивании учебного процесса с «открытой архитектурой» и создании настоящей обучающей среды.

Педагогический дизайн объединяет в себе искусство создания увлекательного учебного опыта и научные знания о том, как работает мозг, как происходит обучение. Знание принципов, технологий и методов педагогического дизайна позволяет осознанно и целенаправленно выстраивать учебный процесс, работать над учебными материалами курса.


«Что такое педагогический дизайн?»

Из материала «Что такое педагогический дизайн?», размещенного на официальном сайте одной из динамично развивающихся в России платформ для корпоративного обучения iSpring, вы подробно узнаете о четкой последовательности задач педагогического дизайна, которая обеспечит качественный рост учебного материала по мере выполнения работы, принципах педагогического дизайна, разработанных американским психологом Робертом Ганье (Robert Mills Gagne), одним из основателей педагогического дизайна и автора книг по теории обучения, и о пяти этапах разработки учебных материалов в соответствии с моделью ADDIE (Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation), которая на сегодняшний день признана стандартом разработки учебных курсов с использованием правил педагогического дизайна. Подробнее по ссылке.


«Теория и практика создания онлайн-курсов»

Модуль открытого образовательного курса Московского физико-технического института «Введение в педдизайн. Этапы создания МООК «анализ» и «проектирование» по модели ADDIE», размещенный на образовательной платформе Сoursera, включает 5 мини-лекций, в которых Ольга Занегина – руководитель методического отдела Фонда развития онлайн-образования (eldf.ru) – рассказывает о разных подходах к определению понятия «педагогический дизайн», о модели ADDIE и других моделях дизайна учебных программ (например, модели обратного дизайна Ральфа Тайлера), а также об отличительных особенностях процесса разработки MOOC, xMOOC и сMOOC с точки зрения педагогического дизайна. Подробнее по ссылке.
2
ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
iSpring - это сервис с набором программных продуктов для создания онлайн-презентаций, тестов и электронных курсов.

В настоящее время iSpring имеет ряд продуктов:
iSpring Learn - платформа для создания полноценных онлайн-курсов, куда можно загружать учебные материалы и создавать тесты. Она позволяет приглашать сотрудников и отслеживайте прогресс обучения.

iSpring Suite - конструктор для создания курсов, тестов, тренажеров и видеолекций на основе PowerPoint. В нем легко создавать тестовые задания, можно создавать диалоговые тренажеры и встраивать результат в LMS Moodle.

iSpring Suite Max - расширенная версия iSpring Suite, которая позволяет совместно создавать полноценный онлайн-курс.
Любой сотрудник КФУ может создавать курсы с помощью программы iSpring Suite. В университете закуплена лицензия на ее использование. Это удобный конструктор курсов и тестов. С ним вы сможете легко создать интерактивные курсы и тесты в короткие сроки.

Подробнее об iSpring Suite в КФУ по ссылке (расписание и адреса студий).

Если у вас возникли вопросы по работе iSpring Suite, вы можете обратиться за консультацией:
8(843) 233-74-26,
croo@kpfu.ru.
Исследования в образовании
Перспективы цифровизации образования до 2027 г.:
стратегии Евросоюза
Образовательные трансформации

Быстрая цифровизация за последнее десятилетие изменила многие аспекты работы и повседневной жизни. Движимая инновациями и технологическим развитием, цифровая трансформация меняет общество, рынок труда и профессии будущего. Система образования и профессиональной подготовки все больше становится частью цифровой трансформации и может использовать ее преимущества и возможности. Цифровые технологии, умело, справедливо и эффективно применяемые преподавателями, могут в полной мере поддержать программу высококачественного и инклюзивного образования и подготовки для всех учащихся. Это может способствовать более персонализированному, гибкому и ориентированному на учащихся обучению на всех этапах обучения.

Технология может стать мощным и привлекательным инструментом для совместного и творческого обучения, помогая учащимся и преподавателям получить доступ к цифровому контенту, создавать его и обмениваться им, организовывать обучение за пределами стен лекционного зала, классной комнаты или рабочего места, обеспечивая большую свободу от ограничений физического местоположения и расписания. Обучение может проходить в полностью интерактивном или смешанном режиме, в то время, в том месте и в том темпе, которые соответствуют потребностям отдельного учащегося.

Однако тип и дизайн технологических инструментов и платформ, а также используемая цифровая педагогика напрямую влияют на то, включены ли люди в процесс обучения или исключены из него. Кризис, произошедший из-за пандемии Covid-19, требует от нас переосмысления того, как образование и профессиональная подготовка во всех дисциплинах разрабатываются и предоставляются для удовлетворения потребностей быстро меняющегося и все более цифрового мира. Для этого важно рассмотреть, как все уровни образования могут целенаправленно внедрять цифровые технологии в образовательную практику.


Исследование

Еврокомиссия разработала план действий на период 2021-2027 гг., нацеленных на цифровизацию образования. В ходе открытых общественных консультаций, проходивших с 18 июня по 4 сентября 2020 года, было получено более 2700 отзывов и предложений от всех ключевых участников образовательного процесса, в том числе самих студентов, их родителей, преподавателей, руководства университетов, работодателей.

Несомненно кризис COVID-19 привел к широкому использованию цифровых методов обучения в образовании и профессиональной подготовке во всей Европе. Меры, принятые государствами и учреждениями для обеспечения непрерывности образования, варьировались от телевизионных уроков до онлайн-обучения и обучения с использованием симуляций, что напрямую отражало различные уровни цифровой зрелости в каждой стране и образовательном учреждении в частности.

К сожалению, многие студенты отчислялись с курсов в силу того, что не могли получить доступ к контенту, хотя в некоторых странах местные органы власти предоставляли цифровое оборудование и технологии как студентам, так и университетам. Этот период массовых образовательных потрясений создал ощущение неизбежности цифровой трансформации. 95% респондентов, принявших участие в исследовании, считают кризис COVID-19 "поворотным моментом" в том, как технологии будут использоваться в будущем, подчёркивая, что высококачественный цифровой контент должен быть в зоне цифрового и материального доступа как студентов, так и преподавателей. Респонденты также отмечают, что цифровые навыки и цифровая компетентность профессоров являются наиболее важными компонентами цифрового образования. Студенты, принимавшие участие в исследовании, выразили потребность в большем взаимодействии с преподавателями, наставничестве, необходимость в большем общении со сверстниками и большей поддержке психического здоровья и благополучия.


Стратегии Евросоюза

- Приоритетная стратегия №1: содействие развитию высокоэффективной экосистемы цифрового образования.

Содействие качественному цифровому образованию должно быть общим делом всего общества. Правительства, университеты, компании и общество должны предпринимать определенные усилия, для создания экосистемы цифрового образования.

· Эффективное планирование и развитие цифрового потенциала университетов имеет важное значение для высшего образования и профессиональной подготовки будущих специалистов.
Данный тренд требует постоянного обновления цифровых стратегий в области технологий, заполнение недостающих элементов цифровой инфраструктуры университетов, включая готовность к использованию гибридных методов обучения. Немаловажно стимулировать доступность технологий и цифрового контента для обеспечения равного доступа к высшему образованию, например, на социально-экономической или сельско-городской основе.

· Высокое качество интернет соединения.
Несомненно, спрос на интернет подключение растет. Тем не менее, при его относительной доступности сохраняются проблемы относительно его скорости для получения равного доступа к потоковым видео, видеоконференциям, облачным хранилищам, приложениям для учебы. Предоставление быстрого и надежного Интернет соединения высшим учебным заведениям и студентам играет важную роль в обеспечении эффективного и продуктивного опыта обучения.

· Цифровой образовательный контент, навыки цифрового обучения – вот, что нужно преподавателем ВУЗов в XXI веке.
Современные преподаватели демонстрировать знания и умения в области применения инновационных методов обучения; воздействия цифровых технологий и услуг на окружающую среду и климат. Педагоги должны принимать участие во взаимном обучении, передавая своя опыт и перенимая опыт коллег. участвовать в взаимном обучении и делиться своим опытом.


- Приоритетная стратегия №2: повышение цифровых навыков и компетенций преподавателей для цифровой трансформации.

· Меняющееся общество и переход к зеленой и цифровой экономике требуют развитых цифровых компетенций.
Повышение цифровых навыков на всех уровнях помогает увеличить рост и инновации и построить более справедливое, более сплоченное, устойчивое общество. Обладание цифровыми навыками и приобретение цифровой грамотности может дать людям всех возрастов возможность быть более устойчивыми, улучшить участие в демократической жизни и сохранить цифровую безопасность. Обеспечение цифровыми навыками всех сотрудников организаций, а также будущих специалистов будет иметь решающее значение для восстановления экономики в ближайшие годы. В дополнение к цифровым навыкам, цифровая экономика требует также дополнительных навыков, таких как адаптивность, навыки общения и сотрудничества, критическое мышление, креативность, предпринимательство и готовность учиться.

· Цифровая грамотность стала неотъемлемой частью повседневной жизни.
Глубокое понимание цифровой информации, включая персональные данные, жизненно важно для навигации в мире, все более насыщенном алгоритмами. Образование должно более активно помогать студентам развивать способность к критическому мышлению: критически подходить к информации, фильтровать и оценивать ее, в частности выявлять дезинформацию и управлять ею, анализировать перегруженность информации, развивать финансовую грамотность. Университеты могут помочь повысить устойчивость к информационной перегрузке и дезинформации, которая становится все более распространенной во времена кризисов и крупных социальных потрясений. Борьба с дезинформацией и вредными высказываниями посредством образования и профессиональной подготовки имеет решающее значение для эффективного участия в жизни общества и демократических процессах, особенно для молодежи. Более 40% молодых людей считают, что критическому мышлению, средствам массовой информации и демократии "недостаточно обучают" даже в университете. Эта проблема особенно актуальна для молодежи, почти все из которых каждый день находятся в сети.

· Чтобы процветать в экономике, основанной на технологиях, людям нужны цифровые навыки.
Все, включая студентов, соискателей, трудоустроенных специалистов, должны обладать цифровыми навыками и уверенностью в себе, чтобы преуспеть в быстро меняющейся среде и адаптироваться к новым и появляющимся технологиям. Уровень цифровых навыков в Евросоюзе по-прежнему низок, хотя и постепенно улучшается, в то время как цифровая трансформация ускоряется. 90% рабочих мест во всех секторах в будущем потребуют той или иной формы цифровых навыков, однако 35% европейских специалистов не имеют этих навыков на сегодняшний день. Спрос на цифровые навыки будет расти, а спрос на навыки будет варьироваться от базового до продвинутого, включая искусственный интеллект, информационную грамотность и кибербезопасность.


Заключение

Таким образом, на основании исследований, проведенных Еврокомиссией в период 2017–2020 гг., план на трансформацию цифрового обучения в системе высшего образования включает в себя следующие приоритеты:

· Повышение доступности интернет соединения во всех регионах, независимо от экономического и социального положения населения, а также места их проживания (городская или сельская местность)

· Повышение качества интернет соединения для получения доступа к более качественному образовательному контенту

· Цифровизация контента обучения, развитие цифровых навыков преподавателей высшей школы

· Разработка программы, подразумевающая развитие цифровых навыков у будущих специалистов (с разбивкой на уровни: базовый – продвинутый)

· Профессиональная переподготовка специалистов в области цифровой грамотности для обеспечения плавного перехода к работе в условиях цифровой экономики

· Вовлеченность в процесс цифровизации высшего образования всех ключевых участников, включая государство, общество и предпринимателей.

· Обеспечение гендерного равенства в области цифровых технологий при поступлении в университеты. Подробнее по ссылке.